Из-за необходимости получать прокатные удостоверения российские интернет-кинотеатры могут прекратить показ новых фильмов и сериалов.
Участники отечественного рынка онлайн-кинотеатров России направили жалобу министру культуры Владимиру Мединскому. В письме изложены проблемы, вызванные необходимостью получения прокатных удостоверений наравне с обычными кинотеатрами. С начала года за каждый новый фильм сервисы обязаны платить три с половиной тысячи рублей, из-за этого новички онлайн-показов теряют аудиторию и выручку. Нормы, описанные в постановлении, не отвечают на вопрос: кто должен предоставлять такие удостоверения - правообладатели или онлайн-кинотеатры? Замдиректора по правовым вопросам ivi.ru Михаил Платов утверждает:
По данным компании J’Son & Partners Consulting, объем рынка онлайн-кинотеатров в России в 2016 году составил примерно 7,5 млн руб. Доходы площадок, работающих по рекламной модели, выросли на 19%, а онлайн-кинотеатров – на 37%. Однако по словам самих игроков рынка, большинство российских онлайн-кинотеатров остались убыточными.
Подход Минкульта поможет пиратским ресурсам нарастить аудиторию, считает генеральный директор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин:
До сих пор Минкульт не проверял наличие удостоверений, отмечают онлайн-кинопрокатчики. Управляющий партнер Коллегии медиаюристов Федор Кравченко считает, что если законодательство не изменится, у сервисов есть запасной вариант:
В законодательстве не сказано, должны ли получать прокатные удостоверения зарубежные онлайн-кинотеатры, поэтому они могут остаться в выигрыше, полагают прокатчики. По новой версии «Правил выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения на фильм» удостоверения обязаны получать прокатчики, планирующие показывать фильм в кинотеатрах, на материальном носителе и «другими техническими способами». В разъяснениях Минкультуры говорится, что под такими способами следует понимать «любые способы демонстрации фильма публике с использованием технических средств, в том числе с использованием сети интернет».
Кинематографисты, прокатчики и интернет-отрасль считают инициативы Минкульта культуры попыткой монополизировать кинорынок и ввести тотальную цензуру в кино. Кинорежиссер Виталий Манский назвал это катастрофой, вызванной желанием властей полностью «национализировать» российское кино с целью заглушить и в этом секторе массовой культуры право на альтернативное мнение. Продюсер и сценарист Сэм Клебанов уверен, что новые правила осложнят жизнь киноиндустрии: